Заметки краеведки. «От оленя до электровоза» (к 85-летию Норильской железной дороги)

История Норильской железной дороги начиналась с Валька.

В 1926 году здесь основали факторию – торговый пост, расположенный на пересечении водных путей. Именно здесь осенью 1935 года началась прокладка узкоколейной железной дороги от реки Валек до Нулевого пикета. Железная дорога была необходима – возведение комбината на Крайнем Севере требовало доставки огромного объема грузов, а доставлялся он долгим и сложным водным маршрутом. Руководил работами Петр Фларианович Аппорович, первый начальник дороги.

В 1936 году 12 февраля с Валька отправился первый состав по 14-километровой узкоколейке в Норильск с техническими грузами и с продовольствием. Два паровоза были доставлены на Валек караваном судов, пришедшим по Пясинской водной системе. Еще семь локомотивов зимовали на баржах, вмерзших в озерный лед. Один из них погрузили на сани, сбитые из бревен, и тракторами приволокли к пристани Валек. Немного позже Валек стал первой железнодорожной станцией. А 27 февраля 1936 года начальник Норильского комбината В. Матвеев подписал приказ о начале эксплуатации участка дороги Норильск-Валек. Но своим днем рождения Норильская железная дорога считает тот памятный день, 12 февраля, когда первый состав из Валька пришел в Норильск.

Список книг по этой теме можно найти в прикреплённом документе.