Пословицы, наставления и поговорки народов Севера

Наш край живет интересной и насыщенной жизнью, но не всегда можно заранее узнать о каком-нибудь значительном событии или памятной дате. На этой страничке читающий апельсин по секрету поделится любопытными сведениями о нашей малой родине.

В прошлом основой мировоззрения народностей Севера была мифология, которая служила одним из источников их религиозных представлений. Характерными чертами воззрений народностей Севера на окружающий мир являлись дуализм и анализм. В окружающем мире якобы всегда действовали два противоположных начала — доброе и злое. Доброе покровительствовало и способствовало благополучной жизни людей, их успешным промыслам, здоровью, а злое строило человеку всякие козни: болезни, голод и т.п.

По мнению нганасан, существовали НГУО (духи — хозяева отдельных явлений природы: неба, солнца, земли, огня, оленей) и БАРУСИ (существа, вредящие людям) Они, по представлениям нганасан, обитали в воде: реках, озерах, в море. Злые божества БАРУСИ ни к каким добрым делам не способны, все нехорошее исходит от них. ДЯМАДА- духи, служившие шаманам.

У эвенков духи злые и добрые: СЭВЭКИ — добрые, ХЭВЭКИ — злые. У долган, как у якутов, АБААСЫ — злые духи. Они невидимы, но могут показаться людям в различных образах. АБААСЫ — создатели всех вредных животных и растений, людям причиняют всевозможные бедствия. АЙЫЫ — добрые божества, духи, олицетворявшие начала добра и справедливости.

Ненцы считали, что пурга, ветер, гроза, реки, озёра, урочища имели своих духов. Предполагали, что землю создал их главное божество — НУМ. У Нума был сын НГА — бог болезней, несчастий и смертей. По верованиям ненцев, Нум не входил сам в нужды людей, а защищал их от Нги. Кроме Нума у ненцев было ещё одно доброе божество Я — небо — мать — земля. Духов уважали и боялись.

Жизнь народностей Севера, как и большинство населения окраин царской России, отличалась глубокой хозяйственно — экономической, культурной и политической отсталостью. Система царского административного управления среди народностей Севера ничем не отличалась от существующей системы управления в других регионах России. Всё трудоспособное коренное население Севера мужского пола обязано было платить царю ясак (налог в 15 −20 вв. с народов Сибири, главным образом, пушниной). Жило коренное население родами, которые возглавляли князцы. На лицо было расслоение общества на бедных и богатых.

Как уже было сказано выше, проживали народности Севера в краю суровом, студёном. И всё равно с любовью относились к нему. Вспомним пословицы, поговорки и наставления о земле.

В озёра и реки люди бросают монеты, на старых стойбищах на дереве привязывают лоскутки материи, и хвосты пушных зверей. Это любовь и уважение к земле. Землю, где живёшь, надо любить. Не ругай землю, если упадёшь или споткнёшься. Земля — наша мать, она нас всех кормит и поит, она даёт нам жизнь.

В суровом студеном краю первостепенную роль играла одежда. Ненецкие пословицы и пословицы хантов гласят: Благополучно живущий человек — это тот, у кого есть хорошая одежда. Счастливый человек, у которого есть про запас вторая одежда. Не имеющий удачи в жизни тот, кому ветер холодит тело через истёртую одежонку.

Но одежда служила не только защитой от холода, в тёплой лёгкой шкурке -жизненность и одухотворённость оленя, который был для ненца смыслом его бесконечной трудной кочевой жизни — и одеждой, и пищей, и транспортом. В старых поверьях говорится о том, что мать — земля даёт душу человеку и оленю, и души эти равноценны. Поэтому, наверное, олень — чуть ли не главный образ многих пословиц, поговорок и наставлений.

Вот некоторые из них: Оленя, если обижать, то и на привязи не удержать. Когда оленя берегу, он сбережёт меня в пургу.

Кто заставляет оленуху работать тяжко, не видать тому телёнка от этой важенки! (эвенкийские наставления) Оленю лучшая мерка — в дороге проверка. (ненецкая пословица) Оленята бодаются, силами набираются.(долганская пословица) Тот, кто оленя может бить, не уйдёт от его копыт.(долганская пословица) Человека тундры распознаешь по его оленям (по их упитанности, по отношению к ним хозяина.) (ненецкая поговорка) Ленивый человек похож на оленя, который последним идёт по протоптанной дороге аргиша (олений обоз). (эвенкийское наставление)

С уважением относятся коренные народы Севера и к женщине, что даёт жизнь, и к старшим, и к детям. Не ругай женщину — мать, а то её ребёнок вырастет плохим человеком. (эвенкийское наставление) Какое мудрое наставление! «Не ругай женщину — мать», иначе, действительно, какое отношение к ней будет собственных детей, если её достоинство будет оскорблено. Не ругай и не бей маленького ребёнка, а то душа ребёнка испугается и улетит от тебя. (эвенкийское наставление) Обидишь ребёнка, старуху, мать — можешь на всю жизнь захромать. (нганасанская пословица)

А какими люди были внимательными к тем, кто остался без хозяина, кормильца: «Чуму, где только ребёнок и мать, продуктов обязательно надо дать.» — гласила нганасанская пословица.

Детям нельзя дразнить старых людей. Дети, которые дразнят стариков, вырастают глупыми людьми. (эвенкийское наставление) Помоги старому человеку. Радость старого человека осчастливет других людей. (эвенкийское наставление) Пред старшим не сиди, младший к старшему подойди.(нганасанская пословица) Девушка, никогда над старухой не смейся, ведь скоро и сама усохнешь, как месяц. (долганская пословица)

Пословицы о труде направлены против лодырей, которые прикрывались ниматом (древний обычай раздавать нуждающимся людям мясо убитого оленя), пользовались этим: Есть ты мастер, а работать нет. (эвенкийская пословица) Ленивый человек, как рыба, плывущая по течению. (нецкая поговорка) Работящий вечером рубит дерево, а ленивый оставляет до утра. (ненецкая поговорка)

В повседневной разговорной речи народностей Севера очень много метких выражений, осуждающих глупцов, болтунов, льстецов. Человек, у которого мало ума, похож на птенца. (ненецкая пословица) У него мозги, как у рыбьей мелюзги. (ненецкая пословица) У него в голове не мозг, мох. (ненецкая поговорка) Что лентяй руками не может, то он всегда языком одолеет.(долганская пословица) Меньше языком болтай, больше работай. (эвенкийская пословица) У зазнавшегося человека нос хореем стоит, (хорей — шест длинной 5 — 6м., которым подгоняют оленей, когда едут на санях) (ненецкая пословица) У которого сердце спит, тот не знает радости. (ненецкая пословица) Он даже северного сияния не видит. (ненецкая поговорка о равнодушном человеке) Кто часто меняет решение, не заслужил уважения. (нганасанская пословица) В глаза — прямой, как стрела, а за глаза — изменчивый, как смола. (нганасанская пословица)

В пословицах, поговорках, наставлениях — народная мудрость. Из глубин веков взывают к нам живые голоса. Они сближают человека с человеком, род с родом, народ с народом. Они дальновидно остерегают потребительски относиться к обществу, природе, учат думать о завтрашнем дне. Эвенкийские наставления (Старые вещи и строения: чумы, голомо, лабазы, шаманские идолы — это следы твоих предков. Если будешь их ломать и сжигать, то следы предков потеряешь) призывают быть разумным хозяином, а не пришельцем — разорителем. Из озера не вылавливай всю рыбу, а оставь своим потомкам. (эвенкийское наставление). Словом, «как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи своё имя»

Пословицы и поговорки

(Материал взят из хрестоматии «Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра». Автор М.И.Попова. Красноярск, 1995)

Пословицы и поговорки долган

Все большее распространение получили и получают у долган пословицы и поговорки.

Каждая пословица и поговорка — это художественное произведение, несущее в себе неповторимость народа, создавшего его.

Естественно, малые фольклорные жанры испытывают на себе влияние русского, якутского фольклора, но у долган они имеют особую окраску, особый колорит. «Прикладные элементы традиционных промыслов и ремесел тружеников Севера придают пословицам и поговоркам особую выразительность, доходчивость и убедительность, ведь опыт профессии — это опыт столетии, если не тысячелетий: слишком щедрые потоки слов — подобны меху песца весной. И правда, даже то, что ценится действительно на вес золота — дорогой мех песца — с наступлением тепла линяет, теряет свою привлекательность и ценность.

Так же, как и загадки, пословицы и поговорки имеют разнообразную тематику. Они касаются быта, человеческих поступков, отдельных черт характера, традиционных занятий долган, высмеивают человеческие пороки.

Например:

    1. Чем метели над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.
    2. Корми пса щенка, если хочешь иметь хорошего дружка.
    3. Оленята бодаются, силами наливаются.
    4. Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
    5. У одного ум — в словах, у другого — в делах.
    6. Где тундра оленьими копытами разбита, там и куропатки будут сыты.
    7. Что сделал спешно, то очень трудно переделать.
    8. Мужчина должен быть без страха, а женщина умней, чем росомаха.
    9. Как олень гордо несет свою голову — так же высоко держи свое имя.
    10. Если дело делаешь от души, то короче покажутся и дороги-аргиши. Тот, кто оленя может бить, не уйдет от его копыт.
    11. Оставленный в тундре запас — и для нас, и для вас.
    12. Обещание пьяницы, как летний миг тянется.
    13. Кто заглядывает в стаканы, тот не высмотрит свои капканы.
    14. Пастуха спирт опьяняет, а его стадо разгоняет.
    15. Чтобы перестал огонь дымить, надо его подкормить.
    16. Обижать своих соседей — то же, что дразнить медведей.
    17. Если ссоры внутри рода — род скуднее год от года.
    18. Смог оленя дикого добыть — должен и соседа мясом одарить.
    19. Умный, кто собеседника убедит, а сильный, кто себя самого победит.
    20. Говори спокойно, а молчи достойно.
    21. Плюет в костер тот со скуки, у кого делом не заняты руки.
    22. Что лентяй руками не может, то он языком всегда одолеет.
    23. Когда есть еда, то и метель и стужу можно в чуме сидеть и сказку слушать.
    24. Про тex, что не чтят свой род, люди забывают, как летом про лёд.
    25. И кривоногая гагара считает, что ее птенцу хромота к лицу, и лебеди ему не пара.
    26. Девушка, никогда над старухой не смейся, ведь скоро и сама усохнешь, как месяц.
    27. Легким аргишом-обозом больше груза вывозят.
    28. Семье, где работящий муж, нечего бояться зимних стуж.

Пословицы и поговорки эвенков

Это краткие и мудрые изречения, вошедшие в оборот разговорной речи. Этот жанр устного народного творчества имеет древнее происхождение. Но и меткие выражения и идиомы (устойчивые словосочетания) часто относят к пословицам и поговоркам. Если приметы и поговорки эвенкийского происхождения, то пословицы эвенки в основном заимствовали у русских.

Эвенки хорошо знали особенности природы. Это вырабатывалось веками и переходило из поколения в поколение. Некоторые приметы перешли в поговорки. Условно приметы можно разделить на две группы. К первой группе относятся приметы, касающиеся окружающего мира, природных условий, повадок животных. Например: «Сильный весенний ветер помогает таять льду». «В глубоком снегу не замерзнешь никогда». «Собачьи шкуры самые теплые». «Мошки в тесную одежду набирается больше». «Самое слабое место у медведя — лоб». «Перед дождем комары очень сильно кусаются». «Когда появляется больше соболя, белка исчезает».

Вторая группа примет связана с суевериями. Например: «Не клади рядом щуку с осетром, плохо будет: дети умрут». «Не садись за пустой стол: не будешь богатым». «Если выпал зуб у человека в ночное время, на стойбище покойник будет». В этих приметах просматриваются отголоски мировоззрения эвенков: вера в духов, почитание некоторых животных, страх перед отдельными явлениями природы, неумение объяснять причины болезни человека, страх перед эпидемией оленей.

Пословицы и поговорки эвенков можно разделить на следующие группы:

      1. О труде, трудолюбивых и лентяях..
      2. О дружбе и коллективизме.
      3. О подвиге, отваге, трусости.
      4. О правде и лжи.
      5. O мудрости и глупости.
      6. О больших городах.
      7. О шаманах.
      8. О мире.

Больше всего пословиц и поговорок о труде. Они направлены против лодырей, которые, прикрываясь ниматом (древний обычай раздавать мясо убитого оленя нуждающимся), пользовались этим.

Если не будешь работать — не будешь хлеб есть.

Есть ты мастер, а работать нет.

Не тот хорош, кто красивый, а тот хорош, кто в работе хорош.

В повседневной разговорной речи эвенков очень много выражений, осуждающих глупцов, болтунов, восхваляются умные, честные и порядочные люди:

Ума нет, не проживешь.

От тундры до Москвы одна кочевка.

Некоторые пословицы и поговорки напоминают стихотворения.

Приметы

Перед дождем травой пахнет.

Собака траву ест — дождь будет.

Волк огня боится.

Когда дым из чума к земле идет, мороза не будет.

Устав, не ложись на снег — замерзнешь.

Идя по дороге, не бросай в реку камушки — плохо будет, дети умрут.

Никогда не клади в костер кедровых дров — будут болеть у оленей глаза и ноги.

Пословицы и поговорки

Одна мысль хороша, а две лучше.

Ума нет — не проживешь.

Меньше языком болтай — больше работай.

Труд труженика боится.

Есть ты мастер, а работать нет.

Пословицы и поговорки нганасан

Нганасанскнс пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. Они содержат мораль, выработанную многими поколениями.

Пословица — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какие-либо жизненные явления. В отличие от пословицы поговорка лишена обобшающе-положительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а даёт ему выразительную эмоциональную оценку.

Нганасанские пословицы и поговорки очень разнообразны по содержанию. Они учат молодое поколение, как приспособиться к холоду, как уберечь тепло в жилище, как выжить в пургу. Как и в любом фольклоре, в нганасанских пословицах и поговорках выступает конфликт между добром и злом, между холодом и теплом. На севере, у малочисленных народностей, в почете всегда были труд и труженик. Этой теме посвящено большое количество пословиц и поговорок. Нганасанские пословицы высмеивают человеческие пороки: лень, зависть:

      1. На добыче оленей сгодится всякое из умений: быстрый — будь загонщиком, а сильный — покольщиком.
      2. Старикам внучат к делу нужно приучать.
      3. Кто часто меняет решения, не заслужил уважения.
      4. В глаза — прямой, как стрела, a за глаза — изменчивый, как смола.
      5. Перед старшим не сиди, младший к старшему подойди.
      6. Настоящий парень тот, кто быстрей оленя пробежит и соперника любого закружит.
      7. Огонь в чуме затрещал, гостей пообещал.
      8. Тому почет от нганасан, кто дальше бросит аркан.
      9. Только для простака нет у дерева языка.
      10. Настоящий нганасанин, кто поставит чум и сладит сани.
      11. Бойся гнева огня, он все знает про тебя.
      12. Человека, умеющего мудрое слово сказать, у нганасан назовут «бооза».
      13. Если жадный бедного обирает, то и своё богатство потеряет.
      14. Теплей у очагов товарищей, чем у врагов на пожарище.
      15. Слово — тот же нож без ножен: будь с ним осторожен.
      16. Рукам, что не любят трудиться, не согреться и в рукавицах.
      17. Кто отцу и матери помогает, тот быстрее подрастает.
      18. Будешь других пугать, как бы самому не пришлось убегать.
      19. Не та одежда теплее, которая грубее, а та, где длиннее.
      20. Обидишь ребенка, старуху, мать — можешь на жизнь захромать.
      21. С соседом враждовать — одна тоска: лук из рук не будешь выпускать.
      22. Солнцу надо поклониться: и когда впервые покажется и когда оно садится.
      23. После рождения ребенка забей для гостей телёнка.
      24. После смерти отца наследство может принять младший брат.
      25. Тому юноше женатым быть, кто длинного оленя может добыть.
      26. Сбываются плохие сны, когда и облака, и снег красны.
      27. Послушай, что скажут три старика: убедишься, что беда твоя не так уж велика.
      28. Умный на обиду не подает виду,
      29. Тот законы тундры изведал, кто поле украсил зубами волка и медведя.
      30. На севере принято май называть: «месяц появления телят».
      31. Все схватит ум, как нюк — весь чум.

Пословицы и поговорки ненцев

Пословицами мы называем краткие народные изречения, имеющие буквальное и переносное значение. Люди vпотребляет их почти так же легко и непринуждённо, как слова собственной речи. Но пословицы и поговорки — не просто слова или разумные фразы, или верные жизненные наблюдения. Какой бы короткой ни была пословица, это все-таки законченное художественное произведение. Оно нас pадует не только метким наблюдением, но и тем, как красиво это выражение. Пословицы хорошо запоминаются. Как и русские пословицы и поговорки, ненецкие делятся по тематике.

Большинство ненецких пословиц и поговорок посвящены оленю, который даёт им всё: пищу, жилище, одежду.

Олень за ягелем бежит быстрее, чем от хорея.

Оленю лучшая мерка — в дороге проверка.

О человеке складывается мнение по его упряжке оленей.

Есть пословицы, прославляющие трудолюбивого человека.

Его сильные руки не сдвинешь и упряжкой, даже если упереться о колоду листвяжную.

Ленивый человек как рыба, плывущая по течению.

Много у ненцев пословиц, высмеивающих человеческую тупость, болтливость, неряшество:

У него мозги, как у рыбьей мелюзги

У него в голове не мозг, а мох.

Кто неряха, тому не уберечься от мух.

Ненецкие пословицы отражают суровую природу севера. Например: «Из-за пурги не видно вытянутой руки», «Снег тает и хлопьями садится, что каждая снежинка, как птица».

Ненецкие пословицы отличаются от повседневной разговорной речи особым складом, ритмом. Обычно они рифмуются.:»Работящий вечером рубит дрова, а ленивый оставляет до утра«, или «Человек, у которого мало ума, похож на птенца».

Нужно научиться отличать пословицу от поговорки. Поговорка имеет узкий, конкретный смысл, пословица — более широкий. Пословица — законченное суждение, а поговорка — приговорка. Пословица — двухчленное изречение, а поговорка — одночленная фраза, точнее — пословица — сложноподчиненное предложение, поговорка — простое.

Например, поговорки: «Его в детстве за кочи раскачивают», «Любая беда в памяти остается навсегда».